ФАУ «Главгосэкспертиза России» на сайте ФГИС ЦС создан новый раздел, посвященный Федеральной сметно-нормативной базы в уровне цен по состоянию на 1 января 2022 года (ФСНБ-2021).
В соответствии с Планом мероприятий по совершенствованию ценообразования в строительной отрасли, утвержденным заместителем председателя Правительства Российской Федерации Маратом Хуснуллиным 10 декабря 2020 года за номером 11789п-П16, Главгосэкспертизой осуществляется формирование новой сметно-нормативной базы ФСНБ‑2021.
Главные отличия сметно-нормативной базы ФСНБ-2021 от ФСНБ‑2020 и всех предшествующих редакций – это актуальный уровень цен по состоянию на 1 января 2022 года, а также отсутствие в составе базы единичных расценок – ФЕРов.
Проект ФСНБ-2021 размещен, в том числе с возможностью скачивания, в открытом электронном структурированном формате XML, в специальном разделе ФГИС ЦС, который доступен здесь.
Минстрой России приказами №745/пр и №746/пр от 14.10.2021 года утвердил дополнения к Федеральной сметно-нормативной базе (ФСНБ-2020), включив очередные изменения и дополнения к Федеральным единичными расценкам (ФЕР) и Государственным элементным сметным нормам (ГЭСН).
Вступающие в силу с 1 декабря 2021 года восьмые дополнения и изменения в ФСНБ-2020 содержат 195 сметных цен строительных ресурсов, а также 491 новых и актуализированных сметных норм. Из них - 375 новых, в том числе 30 разработанных ФАУ «Главгосэкспертиза России».
Среди наиболее актуальных позиций обновленных сметных норм и расценок, применяемых для определения стоимости объектов промышленного и гражданского строительства, в сборник государственных элементных сметных норм (ГЭСН) включены, в частности, сметные нормы на сборку и сварку арматурных пространственных каркасов в построечных условиях, которые ранее отсутствовали в сметно-нормативной базе. Кроме того, в составе дополнений №8 к ФСНБ 2020 разработано 14 сметных норм и федеральных единичных расценок, дифференцированных по диаметрам арматурной стали от 6 до 40 мм. Нормы разработаны Главгосэкспертизой России расчетно-аналитическим методом.
Также к числу актуальных, добавленные в ФСНБ нормы и расценки на огрунтовку и окраску мостовых металлических конструкций лакокрасочными материалами с применением автогидроподъемников. Новые сметные нормы разделены на работы по огрунтовке и окраске монтажных стыков, болтов в стыках, а также окраску пролетных строений.
Запроектированное здание школы - это общеобразовательное учреждение на 1111 учащихся и осуществляющая образовательный процесс в соответствии с уровнем общеобразовательных программ трех ступеней общего образования: I ступень - начальное общее образование (1-4 классы); II ступень - основное общее образование (5-9 классы); III ступень - среднее (полное) общее образование (10-11).
Здание сложной формы в плане с внутренним двором будет состоят из четырех блоков, функционально разделенных на четыре секции включающие в себя группу общешкольных помещений, административных и вспомогательных, а также помещений специализированных кабинетов основной, средней школ и начальной школы.
Строительство данного объекта будет осуществляться в рамках реализации постановления Правительства Ростовской области от 31.12.2015 №234 «Об утверждении программы «Создание в Ростовской области новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения на 2016-2025 годы».
В рамках проведения Технологического и ценового аудита обоснования инвестиций ГАУ РО «Государственная экспертиза проектов» проведено публичное обсуждение обоснования инвестиций по объектам:
• «Реконструкция магистральных сетей водоснабжения г. Цимлянска Ростовской области»
• Строительство очистных сооружений и реконструкция сетей канализации г. Цимлянска Цимлянского района Ростовской области
В период проведения публичного обсуждения с 27.10.2021 г. по 10.11.2021 г. и с 02.11.2021 г. по 17.11.2021 г. отзывы не поступали.
По результатам публичного обсуждения подготовлены Заключения публичного обсуждения обоснования инвестиций, которые размещены на официальном сайте ГАУ РО «Государственная экспертиза проектов» по адресу: ссылка.
На Федеральном портале проектов нормативных правовых актов размещен проект Федерального закона, разработанного Минстроем России, которым предусматривается внесение в КоАП ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за нарушение сроков представления информации о ценах строительных ресурсов во ФГИС ЦС* согласно Правилам мониторинга цен строительных ресурсов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12. 2016 г. № 1452.
*ФГИС ЦС - Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве, состоящая из ряда подсистем и спроектированная для совместной деятельности организаторов и участников инвестиционно-строительных проектов.
Основная подсистема, сформированная в качестве оператора сметных цен, наполняется данными органов власти, государственных учреждений, производителей и поставщиков строительных ресурсов. Официальный сайт ФГИС ЦС: fgiscs.minstroyrf.ru.
В связи со слабым наполнением ФГИС ЦС ведомство планирует мотивировать юридических лиц, которые обязаны ежеквартально отчитываться о ценах реализованной продукции, на основании которых формируются показатели для использования при составлении сметной документации на государственных стройках.
Необходимо отметить, что Минстрой России давно предупреждал о возможном введении санкций за игнорирование требований Правил мониторинга по отношению к производителям и поставщикам строительных ресурсов.
Штрафы за непредставление информации предусмотрены как для должностных, так и для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые согласно размещенному во ФГИС ЦС перечню обязаны участвовать в наполнении системы сведениями о реализуемой продукции.
Оформление нарушений планируется осуществлять силами специалистов Минстроя России, а доходы, полученные от уплаты штрафов, будут в полном объеме поступать в федеральный бюджет.
За первичное нарушение законодательства штраф для должностных лиц может составить от 5 000 до 15 000 рублей, для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - от 30 000 до 50 000 рублей.
Каждое повторное нарушении повлечет более крупный штраф: для должностных лиц - от 30 000 до 50 000 рублей, для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - от 100 000 до 200 000 рублей.
Переход на BIM/ТИМ-технологии и отмена тысяч обязательных норм и сводов правил фактически приведет к созданию нового процесса проектирования и строительства с ведущей ролью не только главного инженера и главного архитектора проекта, но и главного эксперта, сообщил министр строительства и ЖКХ Ирек Файзуллин.
«Мы создаем совершенно новый процесс технологического проектирования и строительства. Потому что уже сейчас в экспертных органах внедряются новые специалисты, которые являются главными экспертами проектов и которые вместе с главными инженерами, главными архитекторами проектов должны принять решение на основании тех норм, которые стали добровольными», - сказал министр на Форуме «Обязательные требования и контрольно-надзорная деятельность: итоги реформы и перспективы», прошедшем в рамках Недели российского бизнеса-2021.
Минстрой России опубликовал в целях общественного обсуждения поправки в Градостроительный кодекс, предусматривающие введение понятий «Образцовая проектная документация» и «Образцовое проектное решение».
Образцовое проектное решение утверждается при наличии положительного заключения государственной экспертизы образцового проектного решения.
Образцовые проектные решения будет утверждать Минстрой России. Сведения об утверждении образцового проектного решения, а также утвержденное образцовое проектное решение включаются в Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства.
Состав и требования к содержанию образцового проектного решения, порядок подготовки, утверждения, изменения и предоставления образцового проектного решения будет установлено Правительством РФ.
Согласно письму Минстроя России от 17 ноября 2021 года № 50068-ИФ/13 из перечня работ, по капитальному ремонту зданий общеобразовательных учреждений (школ), включающего раскрытие по 14 видам работ, подлежащих софинансированию из федерального бюджета исключен вид работ «Присоединение зданий к теплофикационным сетям при расстоянии от здания до сети не более 100 метров», а также требование к диаметру трубопроводов и сетей.
Данное письмо подготовлено в дополнение и уточнение к письму Минстроя России от 30 октября 2021 года № 47594-ИФ/13.
Письмо Минстроя России от 17.11.2021 г. № 50068-ИФ/13
Положительное заключение по проекту строительства напорной канализации от микрорайонов №3 и №5 выдано государственной экспертизой проектов Ростовской области.
Проектом предусматривается строительство канализационной насосной станции «Енисейская» и напорных сетей канализации от КНС до точки подключения в самотечный коллектор диаметром 800 мм по пер. Комиссаровский. Проектируемый напорно-самотечный коллектор является частью системы канализационных сетей и сооружений г.Шахты, которая обеспечивает бесперебойное водоотведение сточных вод от микрорайонов №3, 5, 5А.
Проект выполняется в рамках реализации региональной программы «Жилье» и государственной программы «Территориальное планирование и обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ростовской области». В рамках данных программ производится модернизация системы водоотведения г.Шахты Ростовской области, связанное с активным освоением молодых микрорайонов №3, 5 и 5а жилого района «Олимпийский».
На базе Ассоциации экспертиз строительных проектов (АЭСП) будет создана Ассоциация экспертиз России.
На заседании Общественного совета при Министерстве строительства и ЖКХ РФ обсужден вопрос о дальнейшем развитии института экспертизы в строительстве.
По мнению Председателя общественного совета Сергея Степашина, создание Ассоциации экспертиз России является актуальным, поскольку на сегодняшний день существуют структуры, занимающиеся данным видом деятельности, конкурирующие между собой.
Безопасность и жизнеспособность объектов зависит от слаженной работы экспертных организаций. Данная позиция была одобрена министром строительства и ЖКХ РФ Иреком Файзуллиным.
В рабочую группу по вопросам консолидации экспертного сообщества в области экспертизы строительства войдут представители Минстроя РФ, Главгосэкспертизы России, Ассоциации экспертиз строительных проектов, Ассоциации «Национального объединения организаций экспертизы в строительстве» (НОЭКС), а также Комиссии по вопросам разрешительной деятельности и совершенствования нормативной базы в строительстве Общественного совета при Минстрое России.
В рамках реализации организационных мероприятий по созданию Ассоциации экспертиз России на 25 ноября 2021 года запланировано проведение внеочередного общего собрания членов Ассоциации экспертиз строительных проектов (АЭСП) в работе которого примет участие и ГАУ РО «Государственная экспертиза проектов»
9 ноября 2021 года нижняя палата Госдумы РФ приняла в первом чтении проект Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ».
Законопроектом уточняется понятие «Дом блокированной застройки» и вводится понятие «Многоквартирный дом».
Как отмечают в пояснительной записке авторы законопроекта, целью его разработки является устранение правовой неопределенности, возникающей при разграничении домов блокированной застройки и многоквартирных домов, путем закрепления соответствующих понятий в Градостроительном и Жилищном кодексах.
Если необходимость законодательного урегулирования обозначенной правовой неопределенности возражений ни у кого не вызывает, то с предлагаемым подходом часть экспертов не согласна.
Так Комитет Госдумы РФ по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству в своем заключении указал, что вводимое определение дома блокированной застройки не содержит указания на ограничение по этажности здания, а также не устанавливает территорию, на которую должен осуществляться выход из такого жилого дома (земельный участок или помещения общего пользования).
На сайте Росстандарта опубликована пояснительная записка к новой редакции СП 54.13330.2016 «Здания жилые многоквартирные»
В документ включены новые термины и откорректированы определения ранее использовавшихся, таких как: «подполье», «техническое подполье», «чердак технический», «кухня-ниша», «кухня-столовая», «чердак», «этаж здания», «этаж мансардный», «этаж технический». Это позволит снять противоречия, возникающие при проектировании и экспертизе проектных решений.
Предусмотрена возможность корректировки минимальной площади световых проемов, расчета на прогрессирующее обрушение конструкций жилых зданий по заданию на проектирование.
Уточнены положения: по объемно-планировочным элементам жилых многоквартирных зданий в части доступности для МГН, о типах стоянок автомобилей, встроенных и встроенно-пристроенных в подземные и нижние надземные этажи жилого многоквартирного здания; положений по размещению в жилых многоквартирных зданиях помещений общественного назначения, оказывающих вредное воздействие на жилище; о возможности расположения помещений общественного назначения в жилых зданиях для крупных и крупнейших городов, о размещении входов во встроенные и встроенно-пристроенные помещения общественного назначения, о минимальных площадях квартир.
Опубликовано постановление Правительства РФ № 1812 от 22.10.2021 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ»
Документ вносит изменения в постановление Правительства РФ №1315 от 09.08.2021 которым установлен механизм изменения (увеличения) цены контрактов из-за роста цен на строительные ресурсы, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия и заключённых в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ от 05.04.2013.
Правительство РФ распространило действие механизма, позволяющего компенсировать застройщикам удорожание строительных материалов на госконтракты, заключённые до 1 октября 2021 года. Речь идёт о праве подрядчиков по согласованию с заказчиками увеличивать цену госконтрактов в пределах 30%. Ранее данный механизм распространялся только на контракты, заключенные до 01 июля 2021 года.
Постановлением предусмотрено и расширение перечня заказчиков (с 39 до 61), контракты которых могут быть пересмотрены в сторону увеличения цены. Таким образом их число увеличилось почти вдвое.
Также уточнено, что изменение существенных условий контракта осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных не только до получателя средств федерального бюджета, но и до бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Внесены изменения в постановление Правительства Ростовской области от 24.06.2019 № 437 и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Ростовской области
Постановление Правительства Ростовской области от 02.11.2021г. № 905
По поручению президента России Владимира Путина Министерством просвещения РФ совместно с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в 2022 - 2026 годах будет реализована программа по капитальному ремонту зданий общеобразовательных организаций.
В капитальном ремонте нуждается 10% школ страны. Уже в новом году в России начнётся реализация программы, в рамках которой в 2022–2026 годах должно быть отремонтировано 7 300 зданий. Об этом на совещании Владимира Путина с Правительством и руководством партии «Единая Россия» сообщила вице-премьер Татьяна Голикова.
Программа стартует с 1 января 2022 года. Минпросвещения России и Минстроем России определен перечень видов работ, которые будут финансироваться из федерального бюджета. Программа предполагает оснащение отремонтированных школ мебелью и учебным оборудованием.
Во исполнение раздела II протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой от 09.08.2021г. № ТГ-П8-76пр по вопросу разработки программы, направленной на капитальный ремонт в 2022-2026 годах и пунктов 2 и 3 протокола совещания у первого заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации А.Н. Ломакина от 11.08.2021г. № 804-ПРМ-АЛ ГАУ РО «Государственная экспертиза проектов» установлен Временный порядок проведения государственной экспертизы проектной документации в объеме проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства, в части образовательных организаций (школ) включаемых в программу, направленную на капитальный ремонт в 2022-2026 годах.
Заключение по результатам проведения государственной экспертизы в части проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта образовательных организаций будет выдаваться в срок не более 14 рабочих дней.
Весной 2021 года опубликовано постановление Правительства РФ № 331, обязывающее формировать и вести информационные модели объектов капитального строительства, проектируемых и реконструируемых с привлечением бюджетных средств, созданных после 1 января 2022 года.
ВАЖНО: в случае если договор о подготовке проектной документации для строительства, реконструкции объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, будет заключен после 01.01.2022 задание на проектирование должно содержать требования о применении технологий информационного моделирования, установленные постановлением Правительства РФ от 05.03.2021 № 331 «Об установлении случая, при котором застройщиком, техническим заказчиком, лицом, обеспечивающим или осуществляющим подготовку обоснования инвестиций, и (или) лицом, ответственным за эксплуатацию объекта капитального строительства, обеспечиваются формирование и ведение информационной модели объекта капитального строительства».
Правила формирования и ведения информационной модели, а также состав включаемых в неё сведений установлены постановлением Правительства РФ от 15.09.2020 № 1431 «Об утверждении Правил формирования и ведения информационной модели объекта капитального строительства, состава сведений, документов и материалов, включаемых в информационную модель объекта капитального строительства и представляемых в форме электронных документов, и требований к форматам указанных электронных документов, а также о внесении изменения в пункт 6 Положения о выполнении инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства».
Обязательная разработка трехмерной модели может быть исключена из общей информационной модели на всех этапах жизненного цикла объекта – это следует из проекта постановления Правительства России.
Проект постановления правительства России вносит изменения в Правила формирования и ведения информационной модели объекта капитального строительства и Состав сведений, документов и материалов, включаемых в информационную модель объекта капитального строительства и представляемых в форме электронных документов, и требования к форматам указанных электронных документов.
Вступило в силу постановление Правительства РФ от 30.09.2021 № 1667 «Об особенностях применения Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме»
Минстрой России опубликовал новый проект документа: «Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года»: Что ждёт институт строительной экспертизы.
В Стратегии уделяется большое внимание перспективам развития института экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, в частности, ключевой целью развитие института экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий становится его трансформация в институт управления эффективностью строительных проектов.
Проект: Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства РФ
На портале проектов нормативных правовых актов размещен проект приказа Минстроя России «О внесении изменений в Порядок ведения единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и предоставления содержащихся в нем сведений и документов, утвержденный приказом Минстроем России №115/пр от 22.02.2018».
Проектом приказа вносятся изменения в Порядок ведения единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства (ЕГРЗ) в части уточнения перечня органов и организаций, которым предоставляются сведения и документы, содержащиеся в ЕГРЗ, путем дополнения указанного перечня Федеральным казначейством и государственными (муниципальными) заказчиками.
Документом устанавливается, что Федеральному казначейству для реализации возложенных на него полномочий оператора государственной автоматизированной информационной системы «Управление» сведения из ЕГРЗ будут предоставляться в полном объеме.
Государственным заказчикам сведения будут предоставляться в объеме экономически эффективной проектной документации, а также документов, включенных в разделы реестра, относящиеся к объектам капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы РФ, субъектов РФ; юридических лиц, созданных муниципальным образованием; юридических лиц, доля РФ, субъекта РФ, муниципального образования в уставном (складочном) капитале которого составляет более 50%.
Таким образом, в случае принятия указанных изменений у Федерального казначейства и у государственных (муниципальных) заказчиков расширится возможность в применении проектной документации по объектам-аналогам и их поиск среди объектов, размещенных в ЕГРЗ, что в свою очередь должно упростить процесс проектирования.
Напомним, что Федеральным законом 275-ФЗ от 01.07.2021 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ (ГрК РФ) и отдельные законодательные акты РФ» в ГрК РФ институт экономически эффективной проектной документации повторного использования был заменен институтом типового проектирования.
Общественное обсуждение проекта продлится до 18 октября 2021 года.