Минстроем России опубликованы разъяснения по вопросу определения размера изменения (увеличения) цены контракта в связи с существенным увеличением в 2021 году цен на строительные ресурсы.
Письмо Минстроя России от 04.10.2021 N 42594-СМ/09 «По вопросу определения размера изменения (увеличения) цены контракта в связи с существенным увеличением в 2021 году цен на строительные ресурсы»
Переход на ТИМ является обязательным требованием для строительной отрасли, и ее развитие зависит от скорости перехода на информационное моделирование.
Публикуем тезисы форума «100+ TechnoBuild», который прошел в Екатеринбурге с 5 по 7 октября 2021 года.
В ходе проведения форума сделаны выводы об отсутствии серьезных проблем, связанных с переходом на технологии информационного моделирования в строительстве, хотя ещё предстоит осуществить достаточно широкий спектр подготовительных работ.
Вице-премьер России Марат Хуснуллин отметил, что переход госзаказа на ТИМ – обязательное требование, и его надо выполнять. Нужно переходить на ТИМ/BIM и чем быстрее, тем лучше. Чем быстрее отрасль станет прозрачной и цифровой, тем быстрее она будет развиваться.
По словам министра строительства и ЖКХ РФ Ирека Файзуллина, 50% проектировщиков, готовы работать в ТИМ и 2022 год станет пилотным для всех участников инвестиционно-строительного процесса. Все возможные ошибки будут сниматься на этапе проектирования и экспертизы, но вся эта работа в 2022 году будет отрабатываться заказчиками в ручном режиме.
Заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Константин Михайлик проинформировал о готовности 70-75% регионов к внедрению ТИМ, а также сообщил, что создание Единой системы информационного моделирования (ЕСИМ), к которому Минстрой РФ приступил еще в прошлом году, позволит сформировать комплекс единых требований к информационному моделированию, взаимосвязанный с национальными, международными и межгосударственными стандартами.
Правительство Российской Федерации утвердило «дорожную карту» реализации механизма управления системными изменениями нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности «Трансформация делового климата», регулирующую создание промышленных объектов.
«Дорожная карта» включает в себя 37 мероприятий по всему циклу строительства – от этапа проектирования до ввода в эксплуатацию. Реализация «дорожной карты» позволит сократить длительность и снизить стоимость инвестиционно-строительного цикла, устранить избыточные требования, тормозящие создание промышленных объектов.
Согласно «дорожной карте» запланирована подготовка соответствующих нормативно-правовых актов в части:
- совершенствования процедур подготовки проектной документации и проведения экспертизы;
- упрощения получения разрешений на строительство;
- смягчения обязательных требований;
- внедрения технологий дистанционного управления и контроля;
- сокращения сроков и затрат на проектирование благодаря введению института типовых проектных решений;
- введения механизма обоснования технических решений на основе использования современных европейских (еврокодов) и зеленых стандартов;
применения аэромониторинга и технологий дополненной реальности при строительстве промышленных объектов;
- унификации формы договора на подключение к инженерным сетям и обеспечения возможности технологического присоединения в рамках процедуры «одного окна».
Комитетом цифрового развития Национального реестра специалистов НОПРИЗ будет разработана цифровая библиотека архитектурно-строительных элементов и конструкций.
В библиотеку войдут решения, применяемые проектировщиками в рамках СТУ. Более того, одобрена финальная версия электронного справочника программных продуктов для цифровизации деятельности изыскательских и проектных организаций, а также актуализированных в части цифровых компетенций профессиональные стандарты «Специалист в области проектирования мостовых сооружений» и «Специалист в области проектирования автомобильных дорог».
Согласно утвержденному Правительством Российской Федерации Плану мероприятий по совершенствованию системы ценообразования в строительстве переход к ресурсно-индексному методу должен быть осуществлен во втором квартале 2022 года
Переход к ресурсно-индексному методу работы невозможен без эффективной работы Федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС). Платформа запущена в эксплуатацию в 2017 году.
В настоящее время ФГИС ЦС продолжает развивать свои сервисы:
- классификатор строительных ресурсов содержит 127940 позиций;
- в федеральной сметно-нормативной базе (ФСНБ 2020) размещено 118 сборников сметных норм, также ФСНБ-2020 размещена в формате xml;
- опубликовано 32 методики для определения стоимости строительства, 118 сборников сметных норм и 21 сборник укрупненных нормативов цены строительства;
- данные о ценах предоставляют более 14 тысяч юридических лиц из 85 субъектов Российской Федерации;
- опубликованы новости, профессиональные и обучающие материалы, инструкции по использованию сервисов и функциональных возможностей платформы;
- сервис ответов на актуальные вопросы.
Сообщается, в частности, что согласно части 2 статьи 257 Налогового кодекса РФ к работам по дооборудованию относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.
Системы видеонаблюдения, охранной и пожарной сигнализаций, системы автоматического газового пожаротушения, фотолюминесцентные эвакуационные системы, устройства электронные проходные в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" относятся к системам инженерно-технического обеспечения объекта капитального строительства.
Таким образом, работы по монтажу новых и дооборудованию существующих систем инженерно-технического обеспечения могут осуществляться как при строительстве и реконструкции объекта капитального строительства, так и при их капитальном ремонте.
С целью реализации основных положений ценообразования и сметного нормирования в строительстве и формирования единого подхода к проведению проверки сметной документации на предмет достоверности 13.09.2021 г. Правительством Ростовской области утверждено постановление № 734 «О некоторых вопросах применения сметных нормативов на территории Ростовской области», которое в т.ч. отменяет ряд правовых актов утверждающих территориальные сметные нормативы.
1. Постановление Правительства Ростовской области от 06.09.2012 г. № 862 «Об утверждении территориальных сметных нормативов»
2. Постановление Правительства Ростовской области от 26.03.2015 г. № 201 «О внесении изменений в постановление Правительства Ростовской области от 06.09.2012 г. № 862»
3. Постановление Правительства Ростовской области от 11.06.2015 г. № 393 «О внесении изменений в постановление Правительства Ростовской области от 06.09.2012 г. № 862»
4. Постановление Правительства Ростовской области от 09.12.2019 г. № 905 «О внесении изменений в постановление Правительства Ростовской области от 06.09.2012 г. № 862»
Ссылка на постановление
Уважаемые заявители!
Обращаем ваше внимание, что в соответствии с пунктом 45(14) положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. №145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» - В случае принятия Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией решения, предусмотренного пунктом 8 части 1 статьи 95 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части изменения (увеличения) цены государственного (муниципального) контракта, составляющей 100 млн. рублей и более, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, заключенного до 1 июля 2021 г., .....
С перечнем документов необходимых для подачи заявления на данную услугу можно ознакомиться во вкладке «Услуги» - «Государственная экспертиза в соответствии с п. 45(14) положения».
На сайте Минстроя РФ (ссылка) размещены справочные материалы, а также ответы на часто задаваемые вопросы о порядке проведения пересчета стоимости контракта в связи с удорожанием ценообразующих строительных ресурсов.
В 2021 году существенно выросли цены на строительные ресурсы, что повлекло за собой серьезные последствия. В частности, невозможным стало исполнение значительной части строительных контрактов с твердой договорной ценой. 9 августа Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин подписал Постановление № 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», согласно которому заказчики смогут изменить условия заключенных контрактов.
Во исполнение данного документа Правительством Ростовской области утверждено Постановление от 06.09.2021 №724 «О некоторых мерах, направленных на обеспечение государственных нужд Ростовской области»
Цену государственного контракта на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт, а также на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия можно будет увеличивать по согласованию сторон.
Соответствующая мера поддержки утверждена Постановлением №1315, которое председатель правительства Михаил Мишустин подписал 9 августа 2021 года.
Постановление Правительства РФ от 9 августа 2021 г. № 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
Минюст России зарегистрировал изменения в Методику расчета индексов сметной стоимости строительства, утвержденные приказом Минстроя России № 79/пр от 20.02.2021 года «О внесении изменений в Методику расчета индексов изменения сметной стоимости строительства, утвержденную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 5 июня 2019 г. № 326/пр»
Приказ Минстроя России уточняет:
- Порядок определения стоимости строительно-монтажных работ линейных объектов, технически сложных, особо опасных и уникальных объектах капитального строительства, объектах обороны и безопасности, расположенных на территории нескольких ценовых зон – появляется право применения к каждому объекту строительства, сгруппированных в единый сводный сметный расчет и находящихся в разных ценовых зонах, соответствующего индекс ценовой зоны.
- Порядок расчета индексов к отдельным строительным ресурсам и индексов к группам однородных строительных ресурсов – появились новые индексы к однородным группам строительных ресурсов и индексы изменения сметной стоимости строительных ресурсов-представителей, входящих в однородную группу.
Опубликован приказ Минстроя России от 21 июля 2021 года № 500/пр «О внесении изменений в Методику составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утвержденную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23 декабря 2019 года № 841/пр».
Приказом уточняется порядок определения НМЦК на остатки работ, устанавливается порядок включения в смету затрат, связанных с выплатой премии за досрочный ввод объекта в эксплуатацию, уточняется порядок пересчета сметной стоимости на дату определения НМЦК.
Методику составления сметы контракта предлагается дополнить положениями, предусматривающими создание механизма обоснования изменения сметы контракта при возрастании стоимости одной и (или) более позиций ценообразующих строительных ресурсов.
Методика предназначена для применения при определении сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и устанавливает способы разработки и методы определения размера средств на дополнительные работы и затраты, обусловленные производством работ в зимнее время (зимний период), при подготовке сметной документации на строительство объектов капитального строительства в составе проектной документации.
В приложениях к Методике приведены в числе прочего нормативы дополнительных затрат при производстве работ в зимнее время:
- по видам объектов капитального строительства;
- при капитальном ремонте объектов капитального строительства в целом и отдельных строительных конструкций и (или) элементов таких конструкций зданий и сооружений;
-по видам строительных конструкций и работ.
Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.05.2021 № 325/пр «Об утверждении Методики определения дополнительных затрат при производстве работ в зимнее время»
На портале правовой информации опубликован приказ Минстроя России от 19.05.2021 №305/пр «О внесении изменений в требования к цифровым топографическим картам и цифровым топографическим планам, используемым при подготовке графической части документации по планировке территории, утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 апреля 2017 г. № 739/пр»
Для подготовки графической части документации по планировке территории используются цифровые топографические карты (ЦТК), цифровые топографические планы (ЦТП), создаваемые в отношении территории, применительно к которой разрабатывается документация по планировке территории. Требования к данным картам и планам утверждены приказом Минстроя России от 25.04.2017 №739/пр.
Минстрой России внес изменения в НЦС 81-02-19-2021. Сборник № 19. «Здания и сооружения городской инфраструктуры».
Внесенные изменения позволяют определять потребность в денежных средствах для строительства объектов, которые ранее отсутствовали.
Изменения коснулись:
Раздела 1. «Общие указания» Техническая часть.
Раздела 7. Отдела 1 и Отдела 2.
Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 05.07.2021 № 442/пр «О внесении изменений в Укрупненные нормативы цены строительства. НЦС 81-02-19-2021. Сборник № 19. Здания и сооружения городской инфраструктуры, утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 11 марта 2021 г. № 123/пр «Об утверждении укрупненных нормативов цены строительства»
В Государственную Думу РФ внесен проект Федерального закона «О внесении изменения в ст.49 Градостроительного кодекса РФ» (Законопроект).
Законопроектом предлагается проводить государственную экспертизу проектной документации объектов культурного наследия регионального или местного значения (памятников истории и культуры), являющуюся обязательной только в той части проекта, которая затрагивает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия.
На федеральном портале проектов нормативных правовых актов размещен проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в перечень видов подготовительных работ, не причиняющих существенного вреда окружающей среде и ее компонентам, которые могут выполняться до выдачи разрешения на строительство объекта федерального значения, объекта регионального значения, объекта местного значения со дня направления...».
С 19.11.2020 действует перечень видов подготовительных работ, не причиняющих существенного вреда окружающей среде и ее компонентам, которые могут выполняться до выдачи разрешения на строительство объекта федерального, регионального значения, местного значения со дня направления проектной документации указанных объектов на экспертизу такой проектной документации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 07.11.2020 №1798.